Анализы владельцев "Инвитро" Русью не пахнут

Среди инвесторов известной в России сети лабораторий "Инвитро" есть фонд, который может быть связан с военными США. Семья основателя сети Александра Островского покинула Россию и поддерживает Украину.
— В России много иностранных лабораторий, например "Инвитро", которых мы допустили к изучению биоматериала наших сограждан. Эти лаборатории имеют все возможности передавать данные за рубеж. Расшифровка генома откроет огромные перспективы для нанесения вреда. Речь — о генетическом оружии, — предупреждал ещё в 2017 году депутат Госдумы 12-го созыва Геннадий Онищенко.

Вскоре был принят закон "О биологической безопасности в РФ". Лайф недавно публиковал расследование о том, как биоматериалы россиян передаются в США. Фигуранты дела тесно связаны с "Ин Витро" — функционирующей с девяностых мелкой сетью медцентров. Не исключено, что и за этой сетью могут стоять владельцы "Инвитро".

Почему "Инвитро" называют иностранной компанией

"Инвитро" — это крупнейший медицинский холдинг России, специализирующийся на лабораторной диагностике: свыше 14 тысяч сотрудников, до 200 тысяч тестов в день, более 1500 научных, клинических и ветеринарных центров. Согласно базе СПАРК, суммарная выручка всех структур превысила 46 миллиардов рублей по итогам 2021 года, и это не считая роялти, которые выплачивают два десятка партнёров, работающих по франшизе.

100% доли "Инвитро" принадлежит кипрскому офшору Invitro Holding ltd. Кто им владеет и в каких пропорциях, неизвестно. По информации деловой прессы, пакетом акций (через дочернюю компанию Russia Partners) может владеть американский непубличный фонд Siguler Guff & Company. Основателем фонда является Джордж Сигулер. Он аналитик по гибридным войнам в RAND Corporation (исследовательский центр, который работает по заказам Минобороны и других ведомств США), член правления Фонда Карнеги, советник в Международном валютном фонде. При президенте Рональде Рейгане в разгар холодной войны Сигулер возглавлял штаб Министерства здравоохранения Америки.

Как появилась компания "Инвитро"

На заре девяностых реаниматологи НМИЦ имени Бурденко Александр Островский и Владимир Куликовский стали торговать медицинскими расходниками и оборудованием. Фирму они зарегистрировали на территории института в одном из корпусов. Так сложилась снабжающая российские клиники компания ОМБ. В неё вложился, став третьим компаньоном, инвестор Валентин Дороничев. Согласно базе СПАРК, по итогам позапрошлого года компания ОМБ принесла свыше 5 млрд рублей выручки. Островский и Дороничев до сих пор её бенефициары, а вот Куликовский передал свою долю родственникам.

В 1993 году, будучи уже преуспевающим бизнесменом, Александр Островский познакомился на выставке в Дюссельдорфе с учёным Алексеем Мошкиным, заведовавшим лабораторией анализов в Институте нейрохирургии. Мошкин предложил запустить собственную сеть лабораторий. Островский поддержал идею и нашёл инвесторов — своих же компаньонов по ОМБ. Так появилась сеть "Инвитро". В середине нулевых, когда бизнес набрал обороты, Мошкин продал свою долю, чтобы "посвятить себя науке". В составе учредителей его сменила Марина Полонская, на тот момент главный бухгалтер российского филиала "Рош" — крупнейшего фармацевтического концерна, принадлежащего американскому капиталу.

В начале десятых годов "Инвитро" переписали на кипрский офшор, а информацию о его собственниках закрыли.

Про Марину Полонскую информации нет, кроме того что ей 74 года и она прописана в сталинке в Тверском районе Москвы.

Семья Владимира Куликовского сейчас развивает небольшую судоверфь в Люберцах, где производят яхты "Сириус". У Куликовских особняк в Малаховке, двушка в Химках и две трёшки в Москве.

Как семья Александра Островского поддерживает Украину

Александр Островский — лицо сети лабораторий "Инвитро". Сейчас у него много дел в Нью-Йорке, где зарегистрирована его новая компания Vivax Bio. Она занимается поиском инвестиций на такие проекты, как биопринтинг и выращивание мяса на земле.

Летом прошлого года Островский вступил в телеграм-группы "Черногория: налоги/ВНЖ/фирмы/легализация" и "Черногория: Юридические вопросы". Возможно, он планирует переехать.

Мать детей Островского, Наталья Музычкина, родилась в СССР, жила в Америке и осела в Латвии. Лет десять назад она купила в историческом центре Риги у Каменного моста помещение, где открыла Музей моды. Ещё у неё есть двухуровневая квартира возле церкви Святого Петра. Тёзка Музычкиной регистрировала хорватскую фирму "Полисандер" для покупки недвижимости в старинном городе Ровинь на Адриатическом море.

Музычкина поддерживает проукраинские фестивали и петиции, а российские власти называет преступниками. В Риге с ней живёт младшая дочь Островского, Полина. Но чаще девушка находится в пригороде Лондона, где учится в театральном колледже Rose Bruford.

Судя по соцсетям, когда началась СВО, к Наталье Музычкиной из Москвы переехали ещё два члена семьи Островского: старшая дочь Мария и зять.

Мария Островская — невролог из московской РДКБ и бизнесвумен, развивающая производство одежды для врачей "Юни Докс" с выручкой 50–65 млн рублей в год. Мария тиражирует антироссийскую пропаганду, в комментариях под которой украинцы оскорбляют русских. Когда один форумчанин напомнил Островской, что ВСУ уже восемь лет проводят карательные операции в Донбассе, она заблокировала его.

Зять Островского, хирург из ГКБ № 52 Александр Ванюков, — убеждённый навальнист, собирающий подписи в защиту кумира. Недавно он выходил в эфир бежавшего из страны оппозиционера Леонида Волкова*. На многих фотографиях Ванюков в соцсетях красуется с украинским флагом. В постах рассказывает, насколько в Латвии всё лучше, чем в России. Родину называет "страной без любви", сограждан — "людьми без сердца". Подобные публикации на его странице появляются почти каждый день.

С гендиректором "Инвитро" Островским у зятя общее предприятие — клиники "Знакомый доктор" с выручкой 60–80 млн рублей в год. Раньше Ванюков был совладельцем компании "Геномикс", запатентовавшей слоган "Опишем ваш ДНК-портрет".

Сам Островский владеет особняком и 20 сотками в элитном коттеджном посёлке "Белая гора" на Новорижском шоссе между глухим лесом и берёзовой рощей. Там есть всё для комфортной загородной жизни. Цены соответствующие — около 100 млн рублей за домовладение.

Островский нарушает ПДД и не уплачивает вовремя штрафы. Судебные приставы искали его по трём адресам: на улице 1812 года, на Ленинском и Кутузовском проспектах. Суммарная стоимость этого жилья приближается к ста миллионам.

Кто такой Валентин Дороничев

Валентин Дороничев, похоже, сыграл роль бизнес-ангела для компании "Инвитро": нашёл первичные инвестиции, познакомил с нужными людьми, вложился сам. Он учился в Российском университете транспорта и Высшей школе экономики. Основал инвестфонд Medme. Согласно испанской базе юрлиц, занимается строительством в Жироне. По данным Лайфа, он и его дети могут иметь гражданство Испании. В настоящий момент, если судить по соцсетям, Валентин Дороничев живёт в Дубае.

У семьи Дороничева дорогостоящая недвижимость в Москве: студия в сталинке в Глубоком переулке (до 35 млн рублей), хоромы в историческом особняке на Малой Молчановке (до 250 млн), особняк в истринском посёлке Снегири (до 100 млн) и апартаменты в ЖК бизнес-класса "Смоленская застава" (около 100 млн).

"Инвитро" сменит владельцев?

Недавно профильные издания сообщили, что у "Инвитро" могут смениться владельцы. Среди возможных покупателей называлась Kismet Capital Group. Сделку оценивают в 70–80 млрд рублей. Александр Островский, комментируя ситуацию, был краток: мол, лично в переговорах не участвует и намерен остаться в холдинге.
---
Как силовики губернаторов подсиживают
Стремительная отставка губернатора Омской области Александра Буркова свидетельствует о новом внутриполитическом тренде.
Raiffeisen Bank стирает русский бизнес
Raiffeisen Bank International определился с судьбой своего российского подразделения. Австрийский банк намерен продать актив или вывести его из периметра группы. При этом Raiffeisen сохранит часть бизнеса в России «для выполнения условий банковской лицензии».
Журналист Гершкович оказался не друг, а враг
По данным ФСБ, Эван Гершкович собирал информацию о работе предприятия российского военно-промышленного комплекса в интересах американского правительства. Он был задержан при попытке получения секретных сведений.
Алексея Москалева вычислили по включенному телефону
В Минске арестовали отца девочки, сделавшей антивоенный рисунок. Он покинул Россию перед оглашением приговора.
Оптимизаторы Шандаловы дождались заочного ареста
Предприимчивое семейство Шандаловых могло "обнести" не только частные, но и государственные структуры, включая ПАО "Транснефть" - и при этом уйти от ответственности.
Таблетки от радиоактивных отравлений засветились в судах
У «Росэнергоатома» просят защиты от утечки разработок в недружественные страны. Корпоративный конфликт хотят прервать за счет госактива.
Суд над казанским стрелком зашкаливает от эмоций
Убийце гимназистов запросили пожизненное заключение.
«Орлы» от Росгвардии не справились с беспилотниками
Сергей Волков арестован за плохую защиту Крымского моста.
У европейских «Парк Хаусов» одна надежда на «Красную площадь»
Инвестфонд из Европы может отдать свои российские активы краснодарцам.
«Ростеху» предлагают подумать над шарашками
ФСИН продвигает госкорпорации услуги заключенных.
МТС сносит яйцо
На разработку нового логотипа и рекламную кампанию компания может потратить до 1 миллиарда рублей.
«1хСтавке» выпало зеро
Судебные иски вряд ли спасут букмекера «1хСтавка» от закрытия, «преемник» у него уже есть.
Компромат на Иосифа Пригожина срикошетил по Валерии
Продюсер сказал, что его часто путают с бизнесменом Евгением Пригожиным, называющим себя основателем ЧВК «Вагнер».
Отцу - два года, девочку - в приют: приговором Москалеву возмущены все
Дело против мужчины было возбуждено за посты в соцсетях, дискредитирующие Российскую армию.
Бублик въехал в колонию на живом щите
Украинский военнослужащий осужден за убийство в ходе военных действий в ЛНР.
Владельцы «Гейма» заигрались в банкротство
К разработчику игр, основанному Игорем Мацанюком и Алисой Чумаченко, появились вопросы.
Eli Lilly отключают от российской капельницы
Американская фармкомпания передает российский бизнес партнеру.
Игорь Плетнев охладел к Hotfix
Кофейная сеть лишилась совладельца.
Салмину, готовому мочить журналистов, в мэрах Оренбурга не место
Оскорбления СМИ, угрозы и преследование авторов тг-каналов  становятся привычным делом.
Аркадий Новиков не стал раздевать уфимского ресторатора
Ловков скопировал бренд Новикова и открыл ресторан с таким названием в Уфе.