Озолотились на рыбке

В рейтинге самых крупных рыболовецких компаний России лидирует поднявшийся на санкциях холдинг «Норебо».
Журнал «Форбс» выстроил по ранжиру самых главных российских рыболовов: в рейтинге рыболовецких холдингов на первое место вышли «Норебо» Виталия Орлова, «Гидрострой» Александра Верховского и РРПК Глеба Франка и Максима Воробьева. Главным критерием при определении лидеров отрасли стал объем квот на вылов, полученный компаниями на 2017 год. Информация эта доступна в Росрыболовстве и относится как к вылову морских ресурсов в экономической зоне РФ и зарубежных стран, так и к конвенционным районам Мирового океана. Компании, имеющие общих владельцев или учредителей, в исследовании объединялись в группы, уточняют составители рейтинга.

Публикацию рейтинга «Форбс» предваряет любопытной предысторией пятилетней давности. Оказывается, в 2012-м году в число крупнейших рыбопромышленников России вошла (с уловом в 543 тысячи тонн) китайская компания Pacific Andes. В данном случае «русского с китайцем» связали, как выяснилось, не братские узы, офшорные компании, через которые холдинг из КНР контролировал целый ряд российских рыболовных предприятий. В Pacific Andes, впрочем, этого и не думали скрывать – информация попала в годовой отчет, который компания подготовила для инвесторов. А отреагировало на него правительство РФ, которое посчитало некорректной ситуацию, когда в одной из стратегических отраслей лидируют иностранцы.

В итоге китайцам пришлось свои российские активы (в частности, компании «Турниф», «Интрарос», «Совгаваньрыба» и «Востокрыбфлот») распродать.

«Покупателем, – как пишет «Форбс», – стала компания «Русское море – Добыча» Глеба Франка, зятя миллиардера Геннадия Тимченко, и Максима Воробьева, брата губернатора Московской области». Китайский бизнес был куплен, по данным СМИ, за 40 миллионов долларов. Для Pacific Andes дело закончилось совсем плохо, год назад компания обанкротилась. А вот «Русское море – Добыча», переименованное в «Русскую рыбопромышленную компанию», чувствует себя совсем неплохо. И занимает в рейтинге второе место.

На первом – холдинг «Норебо», в который входит дюжина рыбодобывающих компаний, работающих на Дальнем Востоке и на Северо-Западе. История холдинга начинается с объединения компании «Карат» (Мурманск) и норвежской Ocean Trawlers, у истоков стояли трое партнеров: Виталий Орлов, Магнус Рот и Александр Тугушев. На сегодня у холдинга один владелец – Виталий Орлов. В рейтинги «Форбса» он уже попадал – в 2017 году занял 133 место в списке самых богатых россиян. Состояние владельца «Норебо» – 800 миллионов долларов. Эксперты «Блумберг» полагают, что больше: в этом году Виталий Орлов попал в мировой список миллиардеров Bloomberg Billionaire Index. Считается, что рывку поспособствовали антироссийские санкции: Россия сократила ввоз импортных товаров, что сыграло на руку «Норебо».

Второе место, как отмечалось, у «Русской рыбопромышленной компании». Базовой площадкой для нее послужила компания «Русское море – Добыча», принадлежащая Глебу Франку и Максиму Воробьеву. В 2013 году компания приобрела российские активы холдинга Pacific Andes, а в начале нынешнего года – 85% компании ДМП-РМ. В «Русской рыбопромышленной компании» трудятся 1500 человек, в море выходят 30 судов. Объем квот на 2017 год – 342 тысячи тонн. Выручка холдинга за 2016 год – 260 миллионов долларов.

Третье место занимает сахалинская компания «Гидрострой», принадлежащая сенатору Александру Верховскому, который носит, как говорят, неофициальный титул хозяина Курил. Название холдинга скорее отражает суть второго бизнеса Верховского: «Гидрострой» реализует на Курилах федеральную целевую программу по развитию региона до 2025 года, и почти вся инфраструктура, которая строится в регионе – его «рук» дело. Акции «Гидростроя» находятся в доверительном управлении. В компании работают 4500 сотрудников, ей принадлежат 44 судна. Квота на 2017 год – 277,4 тысячи тонн рыбы. Выручка за 2016 год – 331 миллион долларов.

Четвертое место в рейтинге занимает холдинг «Океанрыбфлот», который принадлежит Валерию Пономареву и Игорю Евтушку. Первый начинал путь в большой бизнес, торгуя в 90-х годах автомобильными знаками, пишет «Форбс», второй успел поработать водителем и матросом. На сегодняшний день Пономарев и Евтушок «Океанрыбфлота» представляют Камчатку (в Совете Федерации ив краевом законодательном собрании) и входят в число самых богатых чиновников страны. Третий совладелец «Океанрыбфлота»,
Ен Тяк Де, связан с рыболовными компаниями «Витязь-авто», «Поллукс» и «Феникс», а его сыну, по данным издания, частично принадлежит «Камчаттралфлот». В «Океанрыбфлоте» работает 2800 человек, компании принадлежат 16 судов. Квота на 2017 год – 273,4 тысячи тонн рыбы. Выручка за 2016-й – 311 миллионов долларов.

Пятерку лидеров замыкает компания НБАМР (Находкинская база активного морского рыболовства). Владелец компании – Сергей Дарькин, руководитель – бывший вице-губернатор Приморья Сергей Передрий. Дарькину, бывшему губернатору Приморского края и бывшему замминистра Минэкономразвития, принадлежит также Тихоокеанская инвестиционная группа (ТИГР) и три инвестиционных фонда. В планах – постройка нефтеналивного терминала в Находке и «Евразийский алмазный центр» во Владивостоке.
---
Споров из-за наследства госдепа Зубарева не будет
Жена и сын парламентария Виктора Зубарева успели поделить его имущество ещё когда он был жив.
Военком Татарский погиб от руки Попкова
Ведомство заочно предъявило обвинение организатору теракта.
Экс-глава фонда федерального имущества скрасит жизнь чаркой
Обанкротившийся завод «Итар» может достаться Владимиру Малину за 402,6 миллионов рублей.
Миллиарды пайщиков утекли из Саратова в Хабаровск, а потом растворились
Как обналичили и похитили 17 миллиардов рублей КПК «Саратовский Сберегательный».
К депутатским запросам Воробьева и Бесединой Минюст пристраивает плашку
Пренебрежение правилами маркировки может лишить мандата двух региональных парламентариев.
OBI нечего хранить на своих складах
Часть ее площадей на севере Подмосковья, скорее всего, уже занял логистический оператор ПЭК.
Чекистам все ясно в деле Олега Митволя и красноярского метро
ФСБ инкриминирует ему хищение около 1 миллиарда рублей при строительстве метро в Красноярске. Расследование по делу закончено.
Вдову владельца Paolo Conte разувают по субсидиарке
Сейчас обувной ритейлер проходит процедуру банкротства.
Артем Усс сбежал из Италии без помощи спецслужб
Сын красноярского экс-губернатора пересек границы нескольких стран, а в Москву вылетел из Сербии. Российская разведка к побегу Артема Усса напрямую не причастна, считает итальянское правительство.
В адвокате Денисе Шапиро распознали канадского агента
Трижды менявший фамилию российский адвокат может работать на иностранную разведку.
Дезертиры сохранят свою жизнь и здоровье в колонии
По 6-7 лет лишения свободы получили бывшие мобилизованные военнослужащие, сбежавшие из ЛНР.
Расстрелявший беженцев "азовец" получил пожизненное
Максим Кондрашов осужден на пожизненный срок за убийство четырех жителей Мариуполя.
Долг «Кристалла» реструктурировали не на те три буквы
Осуждены обвиняемые в покушении на мошенничество со средствами крупнейшего ликеро-водочного завода.
Следственный комитет насмотрелся треша
Силовики берут под контроль интернет-трансляции.
Земфира осела на берегах Сены, но зарабатывать хочет в Москве
Земфира Рамазанова* получила гражданство Франции и поселилась в самом центре Парижа. Несмотря на это, она вновь открыла бизнес в Москве, поэтому пытается через суд снять с себя статус иноагента. Что у неё осталось на родине.
От "Нового потока" к Россельхозбанку привел вексельный след
Госбанку предъявили сговор с партнером экс-владельца Антипинского НПЗ. Арбитраж признал очередную сделку финансистов недействительной.
Похищение краснодарского бизнесмена осталось без наказания
Участника кемеровской ОПГ осудили за давнее вымогательство и освободили от отбывания срока по состоянию здоровья.
Американцы сбежали из Familia
Из числа совладельцев сети вышла TJX Companies.
Гендиректора "Респекта" обвинили в растрате
Дело экс-главы крупной страховой компании  расследовалось четыре года.
«Холидею» нечего праздновать
Как владелец известной по всей Сибири сети «Холидей» Николай Скороходов пытается выпутаться из долговых обязательств.