Сергей Фургал призвал присяжных не грешить

Экс-губернатор и его подельники выступили с последним словом.
На выездном заседании Люберецкого городского суда, прошедшем в Мособлсуде, завершилось судебное следствие по делу бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и трех его предполагаемых сообщников. Они обвиняются в двух убийствах и покушении, совершенных в начале 2000-х. Подсудимые выступили с последним словом, как и прежде, не признали свою вину и попросили присяжных об оправдании. Кроме того, был составлен опросный лист для присяжных, в котором оказалось 32 вопроса. Предполагается, что в четверг может быть оглашен вердикт.

Еще в ходе прений обвиняемые высказывались в том духе, что вместо того, чтобы выступать с последним словом, они еще раз предоставят возможность высказаться своим защитникам. Однако в итоге подсудимые все же решили изложить присяжным свою позицию самостоятельно. На это им потребовалось около трех часов.

Первым, и это уже стало своего рода традицией, слово предоставили Марату Кадырову, который обвиняется в совершении покушения на предпринимателя Александра Смольского. Подсудимый вновь попытался убедить присяжных в том, что у обвинения не было и нет веских доказательств его причастности к преступлению. Напомним, по версии следствия, Александр Смольский был бизнес-конкурентом тогда еще предпринимателя Сергея Фургала. Именно разногласия между бизнесменами, говорится в деле, и стали поводом для покушения, которое поручили исполнить господину Кадырову. Тот, считает следствие, 28 июня 2004 года кинул в господина Смольского две гранаты, но одна цели не достигла, а вторая не сработала.

Выступая перед присяжными, господин Кадыров в очередной раз отметил, что следствие считало доказательством его участия в покушении показания некой женщины, которая говорила, что видела его сразу после взрыва гранаты рядом с местом преступления. Однако, настаивал подсудимый, женщина не могла его запомнить, поскольку были сумерки. Кроме того, она путалась, вспоминая, в какую сторону бежал встретившийся ей мужчина.

Господин Кадыров также напомнил, что в то время действовал вынесенный ему условный приговор, и он не мог покидать Хабаровск, а преступление было совершено за пределами краевого центра.

Кроме того, соседи обвиняемого подтверждали, что в день покушения поручили ему приглядеть за их дочкой, поскольку он имел опыт работы в детском реабилитационном центре.

Подсудимый Андрей Палей, которого обвинение считает исполнителем убийств конфликтовавшего с Сергеем Фургалом предпринимателя Евгения Зори и бывшего милиционера, а затем директора ООО «Вест-Маркетинг» Олега Булатова, совершенных соответственно 28 октября 2004 года и 31 января 2005 года, также заявил, что не причастен к этим преступлениям. Он подчеркнул, что до суда и следствия «не был знаком ни с кем из всех, кто присутствует на скамье подсудимых». Обвиняемый попросил присяжных его оправдать.

Еще один фигурант дела, Андрей Карепов, предполагаемый посредник между заказчиком и исполнителями преступлений, сравнил процесс с товарищеским судом. «Раньше были такие,— напомнил он,— судили по понятиям, а не по закону».

Правда, сроков там не выносили, отметил подсудимый, а «здесь будут назначены реальные сроки». И добавил: «Хотя прокуроры не представили ничего, что доказывало бы нашу причастность к преступлениям». После этого обвиняемый заявил, что показания свидетелей, на которых основываются претензии правоохранителей к нему, были путаными. Кроме того, сказал подсудимый, если обвиняют в посредничестве при «заказе» преступлений, то следствие было обязано «предъявить финансовый след». «Я что, сказочно разбогател или у меня появились какие-то дорогостоящие вещи? — задал вопрос обвиняемый.— Любые деньги оставляют след, но прокуроры подобных доказательств не предъявили, потому что их нет».

Наконец, последним выступил главный фигурант этого громкого дела — бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Его выступление было самым эмоциональным и в основном было посвящено критике прокуроров, которые поддерживали обвинение на процессе.

«Они говорили: верьте нам, потому что мы представляем государство,— восклицал господин Фургал.— Но это не так! Они представляют не государство, а прокуратуру, где решение, принятое в пользу обвиняемых,— изъян в их работе».

Раскритиковал экс-губернатор и своего бывшего делового партнера, также фигуранта этого громкого расследования Николая Мистрюкова (он заключил досудебное соглашение, дал показания на других обвиняемых, его дело было выделено в отдельное производство). «Этот решил путем оговора себя и других выйти на свободу и получил за это 30–50 млн руб., продав свои доли в металлургическом предприятии»,— заявил подсудимый. Председательствующий Геннадий Цой тут же прервал подсудимого, указав, что сведения такого рода нельзя приводить в качестве аргументов, поскольку они не исследовались в ходе процесса. Судья назначил перерыв для того, чтобы адвокаты объяснили подзащитным недопустимость нарушений УПК. Тем временем господин Фургал успел заявить, что «большая часть свидетелей не была допрошена в процессе, а еще большая часть документов вообще не предоставлена присяжным для ознакомления».

После перерыва Сергей Фургал попытался апеллировать к совести присяжных. «Если вы осудите нас, невиновных, это будет большой грех,— сказал он.— Поскольку истинные виновные будут, улыбаясь, ходить на свежем воздухе. Я не большой христианин, но оправдать надо нас, чтобы свободным воздухом могли дышать мы. А теперь я сяду и буду ждать вашего справедливого вердикта».

Затем Геннадий Цой раздал адвокатам и подсудимым опросный лист, чтобы согласовать содержащиеся в нем 32 вопроса, на которые предстоит ответить присяжным при вынесении вердикта. Все они были разбиты на четыре группы по восемь вопросов в каждой. Как обычно, заседателям предстоит ответить, имело ли место преступление и если да, то принимал ли каждый подсудимый участие во вменяемом ему эпизоде и заслуживает ли он в случае виновности снисхождения.

Адвокаты сразу заявили, что видят в полученных документах вопросы, не соответствующие обвинению, а также фактические ошибки.

Заседание отложили на день: в четверг судья Цой получит от защиты исправленную версию опросного листа и решит, предлагать ли ее присяжным. Если сторонам удастся прийти к единому мнению, то присяжные уйдут для вынесения вердикта в совещательную комнату.
---
Как силовики губернаторов подсиживают
Стремительная отставка губернатора Омской области Александра Буркова свидетельствует о новом внутриполитическом тренде.
Raiffeisen Bank стирает русский бизнес
Raiffeisen Bank International определился с судьбой своего российского подразделения. Австрийский банк намерен продать актив или вывести его из периметра группы. При этом Raiffeisen сохранит часть бизнеса в России «для выполнения условий банковской лицензии».
Журналист Гершкович оказался не друг, а враг
По данным ФСБ, Эван Гершкович собирал информацию о работе предприятия российского военно-промышленного комплекса в интересах американского правительства. Он был задержан при попытке получения секретных сведений.
Алексея Москалева вычислили по включенному телефону
В Минске арестовали отца девочки, сделавшей антивоенный рисунок. Он покинул Россию перед оглашением приговора.
Оптимизаторы Шандаловы дождались заочного ареста
Предприимчивое семейство Шандаловых могло "обнести" не только частные, но и государственные структуры, включая ПАО "Транснефть" - и при этом уйти от ответственности.
Таблетки от радиоактивных отравлений засветились в судах
У «Росэнергоатома» просят защиты от утечки разработок в недружественные страны. Корпоративный конфликт хотят прервать за счет госактива.
Суд над казанским стрелком зашкаливает от эмоций
Убийце гимназистов запросили пожизненное заключение.
«Орлы» от Росгвардии не справились с беспилотниками
Сергей Волков арестован за плохую защиту Крымского моста.
У европейских «Парк Хаусов» одна надежда на «Красную площадь»
Инвестфонд из Европы может отдать свои российские активы краснодарцам.
«Ростеху» предлагают подумать над шарашками
ФСИН продвигает госкорпорации услуги заключенных.
МТС сносит яйцо
На разработку нового логотипа и рекламную кампанию компания может потратить до 1 миллиарда рублей.
«1хСтавке» выпало зеро
Судебные иски вряд ли спасут букмекера «1хСтавка» от закрытия, «преемник» у него уже есть.
Компромат на Иосифа Пригожина срикошетил по Валерии
Продюсер сказал, что его часто путают с бизнесменом Евгением Пригожиным, называющим себя основателем ЧВК «Вагнер».
Отцу - два года, девочку - в приют: приговором Москалеву возмущены все
Дело против мужчины было возбуждено за посты в соцсетях, дискредитирующие Российскую армию.
Бублик въехал в колонию на живом щите
Украинский военнослужащий осужден за убийство в ходе военных действий в ЛНР.
Владельцы «Гейма» заигрались в банкротство
К разработчику игр, основанному Игорем Мацанюком и Алисой Чумаченко, появились вопросы.
Eli Lilly отключают от российской капельницы
Американская фармкомпания передает российский бизнес партнеру.
Игорь Плетнев охладел к Hotfix
Кофейная сеть лишилась совладельца.
Салмину, готовому мочить журналистов, в мэрах Оренбурга не место
Оскорбления СМИ, угрозы и преследование авторов тг-каналов  становятся привычным делом.
Аркадий Новиков не стал раздевать уфимского ресторатора
Ловков скопировал бренд Новикова и открыл ресторан с таким названием в Уфе.